20 Февраля 2012

Сыщик против сыщика

Уважаемые читатели, сегодня мы поговорим про сыщиков, выдержанное кино 30-летней давности, повторную экранизацию и аллюзии.

Первый — "Игра навылет", в оригинале Sleuth (кто еще сомневается, что английскому языку не помешала бы реформа?) — снят в светлой памяти 72-м году. Вы, конечно, помните, это когда Венесуэла разорвала торговый договор с США, а Корякский национальный округ был награжден Орденом дружбы народов.

Второй — "Сыщик", в оригинале тоже Sleuth — в недавнем 2007. В основе сюжета обоих лежит одноименная пьеса (которую, признаюсь, не читал, но осуждаю какая ж разница), соответственно, обе картины суть перепевки одного и того же.

Есть два героя, старый и молодой. Старый — Эндрю Уайк, маститый автор детективов, интеллектуал и любитель закрученных сюжетов. Общественность назвала бы его эксцентричность извращенностью. Молодой — Майло Тиндл, сын итальянца, то ли парикмахер, то ли актер, личность напористая и амбициозная.

Фабула как фабула: Майло спит с женой Уайка, но у него нет денег на ее нескончаемые запросы. Поэтому Эндрю приглашает наглеца в свой спрятанный от людских глаз роскошный особняк и вовлекает в интеллектуальную и жестокую игру.

Умы схлестнутся, глубоко спрятанное вырвется наружу, щепки полетят во все стороны. И так весь фильм.

Случилось так, что оба фильма я посмотрел практически подряд. Посему сравнить их — милое дело. Чем мы с вами сейчас и займемся.

В более старом солировали (дуэтировали? дуэлировали!) молодой Майкл Кейн и уже немолодой Лоуренс Оливье. В недавнем Майкл Кейн занял место почившего в бозе старшего коллеги, а свою роль уступил Джуду Ло (или, если вам будет угодно, Лоу).

Итак, Майкл Кейн против Лоуренса Оливье и Джуд Ло против Майкла Кейна.

Театр двух актеров (кстати, это был спойлер, бугага), где один — напыщенный аристократичный сумасброд, а другой — пробивной хамелеон-реваншист.

Что же мы видим. При едином первоисточнике, нарочитой преемственности и общей схожести получились два совершенно разных фильма.

Кстати, насчет преемственности. Помимо позаимствованного из "Игры навылет" Кейна, особо обыгрывается ремесло Тиндла. Если в 72-м году он был парикмахером, то к 2007 превратился в актера, однако Эндрю Уэйк так упорно именует его парикмахером, что под конец Тиндл смиряется.

Итак, первый — это абсурдистская комедия. Детектива и игры много, но во главу угла поставлено взаимодействие актеров, каждый из которых шикарен, вместе же они шедевральны.

Второй — это игра-надрыв. Большую часть времени актеры играют в вакууме. Один солирует, другой статист. Психологизм, перевоплощения, во многом стремление показать себя — особенно это касается Джуда, на деньги которого, как я понял, и был снят фильм.

Что изменилось — скорость раскрытия персонажей. Плавность, ненаигранность и филигранность 72-го сменилась резкими переходами от дурашливых переспросов к резким эскападам. Дуэту Оливье и Кейна веришь. Ло и Кейн как будто уверены, что мы смотрели первый фильм, что мы знаем, что должно быть дальше, а потому не утруждаются играть убедительно в любой мелочи. Ло заводится с полпинка и соглашается на ограбление. Хитрость и прозорливость Уайка растворяются в пассивности Кейна. А из игры двух актеров получилась игра одного. По очереди.

 

Десять из десяти старому.

Восемь из десяти новому.

 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru livejournal.ru
blog comments powered by Disqus