22 Августа 2011

Отзыв на "Конана-варвара"

 

"Жру. Люблю. Убиваю". — правильный слоган.

 

"Конан-варвар" — фильм с богатым потенциалом. Честно-честно. Сейчас объясню, почему. Вот посмотрите. Джейсон Момоа. Да, это не Шварц, но Шварцами не рождаются, а становятся (спорно, но допустимо). Центнер мяса и своеобразная гримаса имеются, остальное при должной работе приложится. Бюджет 90 миллионов. Не исключительный, но достаточный, чтобы замутить любой красоты бойню. Все, что нужно, согласитесь, есть. Ведь для саги про киммерийца особо ничего больше и не надо.

Берегитесь спойлеров! Впрочем, с ними веселее.

Но что мы видим. Ущербнейшую историю, которая хорошо смотрелась бы лет тридцать назад, одновременно с изначальным "Конаном". Тот же пафос (кстати, не могу не отметить, его куда меньше, чем могло бы быть). Те же соратники-однодневки. Те же недоколдуны, которые умеют страшно колдовать только до тех самых пор, пока фильму не становится пора сворачиваться, а самому Конану — побеждать. Тот же верховный злодей, который сначала крут, а потом уже и не очень. Те же монстры, которые вроде и есть, но на 90 миллионов не тянут, таких могли и во времена Шварцнеггера нарисовать. Наконец, скажу совсем матерно: получилась немногим лучше "Волкодава", тьфу-тьфу-тьфу.

И при всем при этом смотришь фильм и отчетливо ощущаешь, где что можно подрихтовать — и получилась бы качественно другая история. И недоумеваешь, то ли у них, в Америке, проводятся конкурсы на лучший сценарий среди четвероклассников, то ли (чему я больше верю) сценаристы — разумные люди, с выдумкой и опытом, только вот загоняют их в рамки продюсеры и — самое страшное — богомерзкие фокус-группы из ярко выраженных дебилов.

Вот всего несколько примеров. Кто такой Конан — неотесанный варвар, не умеет ни читать, ни писать (а вот и облом, наш Джейсон Момоа за каким-то хреном выучился грамоте), обучен воевать и крушить, за то и любим. Пусть он таким и остается на протяжении всего фильма — сжечь пафос! больше лулзов! Это ж идеальный персонаж.

Да и вообще как может быть серьезным фильм, где говорится про то, "как наступил конец Ахерона". (Ахерон — это страна некромантов, но кого б волновало.)

Итак. Конан переспал с девицей, потомком древнего рода, за чьею кровью охотится вся королевская рать (не волнуйтесь, такая мелочь перестает быть спойлером еще на первых титрах, потому что это Конан, а не Фандорин). Потом друг Конана, политкорректный негр, неполиткорректно интересуется, ну, и как она. Тут бы раз — и отчебучить что-нибудь эдакое. Ведь сколько голливудских фильмов про супермегакрутых и серьезных мужиков мы не смотрели, везде, как только появляется дама сердца, то, зайди про нее речь, суровый главгерой тут же оборачивался расплавленным воском и набравшим в рот воды Ромео. Что же Конан? Его спрашивают: "Как деваха-то?" И он, недавно затыкавший ей тряпкой рот и силой заставлявший следовать за собой, тут же набирает в рот воды и становится распоследним Ромео. Конан?! Варвар?! Неотесанный мужлан?! А где же "Хороша кобылка", "Ха! Шустра для монашки!", "Пустынный носорог ревет не так громко, как она". Да что угодно, (опционально) попохабнее и (обязательно) по-конански. Чтобы получился самодовольный дикарь, которому все под силу и который горд собой по самое не балуйся.

Сделайте Конана Конаном, и вам дадут любые деньги на продолжение банкета!

Другой пример. Конан и катапульта. Конан берет в заложники прихвостня главного злодея и тот показывает ему, где едет сухопутный корабль хозяина (да-да, именно корабль, про то, насколько это удобное средство передвижения по лесам и горам я промолчу и даже не буду поднимать самый очевидный вопрос — собственно, а нахрена?). И вот Конан на горе, внизу, в ущелье, его враги. И корабль. Тут Конан замечает невдалеке катапульту а-ля требушет, загружает туда плененного злодея с запиской (опять же, читающий варвар — черти что, если уж и читает, то хоть парой слов объясните, с чего бы) и посылает точно в корабль. Дискуссию на темы "один человек и выстерл из требушета", "как попасть в цель из средневекового орудия с одного раза", "Конан на фоне гор — человек-невидимка или почему злодеи не смотрят вверх" мы оставим для последующих поколений, но разве нельзя было по фану хоть как-то обыграть тот незначительный факт, что вот это неотесанный варвар, а это высокая технология?! Не хотите юмора, сделайте это просто и реалистично: "Эй, упырь, это че, гата-пульда? Как пользоваться знаешь? Покажи. А теперь сам залезай". И уже совсем другой коленкор. Либо улыбки на лицах зрителей ("Эй, телка! — это спутнице. — Из такой штуковиной стреляла?" — "Пра-астите, вообще-то я была прислужницей в храме, а не…" — "Вот бесполезная, и на кой я тебя с собой взял-то? Хрясь!.. Здорово полетел".), либо дань уважения логике.

Пафосные герои нужны все меньше и меньше. Их слишком много. Разве в Голливуде не задумывались, почему такой бешенной популярностью пользуется Джек Воробей? А если уж про пафосных, то все Бэтмены, Гарри Поттеры и Люди Икс живут на экране не только за счет своей бешенной книжной популярности (у них, скажем по-простому, очень сильный бэкграунд), но и из-за качественных съемок. Про результат можно спорить, но, ой, как сложно сравнивать качество "Темного рыцаря" с "Конаном-варваром". С любовью надо снимать, с любовью! К персонажам, к рассказываемой истории, к зрителям (тоже неплохо бы, но иногда излишний компонент).

Иные возразят, Конан — некомедийный персонаж. Во-первых, это не так, вспомните Арнольда и его напускную серьезность — это было очень смешно. Сейчас большинстов разучились серьезность делать напускной, ее просто заменяют на пафос. Во-вторых, это развлекательное кино, а не "Троя". Брутальный неотесанный мужик против всего мира — это должно быть смешно, чтобы не стать скучным.

При просмотре то и дело возникает ощущение, что выдумки сценаристов рафинировались и выхолащивались, но не все заметила и удалила креативоненавистническая цензура фокус-групп.

Конан с другом решили освободить рабов (омг!). Для этого они затаились (относительно, конечно, затаились) на обрыве, под которым шел караван с рабами, и скатили вниз десяток валунов (!!!). Потом, конечно, политкорректно убили всех негодяев и отпустили на волю рабов, но только вдумайтесь: рабы, обездвиженные цепями, и рабы, запертые в клетках — и валуны! Красивый сюр, что бы кто ни говорил.

Или еще одно. Конан спас жизнь одноглазому вору-взломщику, и тот открыл ему все замки в канализации под крепостью (!) главного злодея. Все живое выжгли, негодяи убежали в пещеру для ритуала. И вот стоят на верхней террасе цитадели Конан и его друг. И Конан говорит: "Ты свободен. Теперь мы квиты, бла-бла-бла. Дальше я пойду сам". А-а-а! Отправиться вдвоем в оплот зла, вырезать всех, кто там находился, а за небольшой группкой жрецов отправится один Конан. И рассуждать об этом на самой верхотуре башни. "Ты свободен" — на верхотуре башни… Ну не глум ли это. Хоть бы столкнул напарнка вниз после этакого утверждения.

В итоге "Конан" больше всего напоминает то, чьим ремейком и является, и не лучашим ремейком. А это-то ужасно. Что было простительно и даже очаровательно во времена иные, теперь смотрится унылым трешом. Но за песочницу для фантазии спасибо.

 

Пять из десяти.

blog comments powered by Disqus