16 Июня 2011

Король Ричард Лир III

 Сложилось так, что за короткий промежуток времени мы побывали в "Сатириконе" не двух шекспировских пьесах. Классика классикой, но не понравилось совершенно.

Много прекрасно играющего Райкина. Но, однако ж, переигрывает он страшно. Может, полутона уже вышли из моды, но дикие вопли и быстрая смена гримас излишни. К тому же, может привиделось, но создается ощущение, что в своем театре Райкин не может просто играть, он подспудно следит за процессом, игрой других артистов, чтобы в случае чего прикрикнуть: "Еще один прогон!"

Креативная артхаусность — это приемлемо, нельзя ж какой уже век подряд играть классику в классическом стиле, но все же декорации в "Сатириконе" вызывают только одно чувство — уныние. То есть, верно, создатели (да что создатели — создатель) хотели подчеркнуть игру артистов и задвинуть реквизиты на задний план, но тогда зачем вопить? Зачем надрыв как венец каждой сцены?

Обе пьесы — близнецы братья. Стилистика интерьеров, а кроме того еще и подача, райкиноцентризм — все один к одному. Постановщик видит Шекспира только в одном ключе? Только так и никак иначе? Трагично. Скудно. Бюджетно.

Артисты, играющие разных персонажей — ничем не плохо. Как эталон можно вспомнить мироновских "Троих в лодке". Черт возьми, можно даже найти определенный символизм в том, что одни и те же играют как принцев, так и их убийц (а некоторые и находили), но зачем же перебарщивать? Король Эдвард IV, Герцог Кларенс, брат короля Эдварда IV, Герцогиня Йорская, мать короля Эдварда IV — когда все это одно лицо, причем самая большая роль у матери Эдварда, то напрашивается вопрос: мы шекспировскую трагедию разыгрываем или буффонаду с так любимыми Райкиным-старшим переодеваниями? У нас комедия или трагедия? В трагедии уместна хорошая шутка, нестандартный ход артиста, но балаган ставит крест на всем. Или же переводит в разряд артхауса, этот термин все стерпит.

Даже похожесть непохожего.

blog comments powered by Disqus