30 Июня 2012

Еще обзор или как сыграть в Гоббу и ничего не понять

Еще один обзор Гоббы. Бывали разные. Добрые и злые. Поверхностные и не очень. А этот особенный (почитайте, интересно). Во-1, автор не поленился и обратился ко мне за разъяснениями. Вот прямо через «Почтамт», что в правом сайдбаре, и обратился. Что несомненный плюс. Во-2, сходу не разобравшись, он проявил похвальную дотошность и пытался пробить стену непонимания. Что тоже плюс. В-3, он так ничего и не понял. Что минус.

Неразрешимая проблема, с которой столкнулся автор отчета, состояла в отсутствии карт на Барахолке. Главная цель — копить карты, быстро вывел он. Значит, грабить и дурить невыгодно, быстро передвигаться — тоже невыгодно, все равно в выборах участвуют все, куда спешить? Нет воздействий на других игроков — нет свободных карт. Нет свободных карт — нет дополнительного дрова. Нет дрова — игра превращается в мучение.

На мой вкус, главная его ошибка — попытка разобраться заранее. Назовем это синдромом «излишней прагматичности». Что делаем? Избираемся. Нужны карты? Копить? Поехали! Ни шагу назад. Искусственно ограничив себя и, как видим, других игроков за столом, автор пренебрег многими из доступных в Гоббе возможностый, так как сразу счел их эффект отрицательным.

С формальной точки зрения все правильно, и, что скрывать, если игроки заранее выбирают себе подобную модель поведения, то Гобба превращается в полный отвар. Правила-то не запрещают. С другой стороны, это как в шахматах ходить исключительно пешками. Пошли разок на клетку вперед, остановились. Пошли второй. Снова остановились. Ну, как-то монотонно и неинтересно. А что, правила разрешают.

А ведь стоило разок отринуть стереотипы и посмотреть, куда ж тебя выведет игра сама по себе. Гоблины, они ж вообще ради лулзов играют. Вот и надо было залезть в шкурку гоблина. А в механике ничего сложного, на мой авторский взгляд, нет.

Про механику Гоббы в вопросах. Три концептуальных зачем и одно какого хрена:

Зачем скидывать ножик, если карт больше не становится?

Простой ответ будет таким: чтобы лишить карты оппонента.

Сложный ответ. Выигрывается темп и качество. Положим, ты избираешься на Повара, для этого нужно 5 кочерыжек. Пока пяти нет, зато есть ножик и жертва. Какая польза от ножика? Это лишняя (=мешающая) карта на руке. Допустим, у тебя 5 карт, из которых 3 кочерыжки. За начало хода ты потянешь еще три карты (до 8). Есть риск, что тебе при этом не выпадут оставшиеся 2 кочерыжки? Конечно, есть. Ножик в данной ситуации нужен? Нет. Тогда грабим. Теперь ты можешь а) улучшить качество карт: оппонент отдает тебе одну карту с руки и она может оказаться любым ресурсом (33% у кочерыжки, вещицу ж тебе никто не отдаст) плюс в начале игры никто тебе и ножик не отдаст, а то еще догонишь на следующем ходу и в спину воткнешь (50% у кочерыжки); и б) лишить оппонента темпа: у него станет на одну карту меньше и угрозы от него станет исходить тоже меньше (все-таки карты мы копим).

А обдурять-то зачем? Вот уж минус по картам стопроцентный.

Скинуть два грибочка и получить одну случайную карту — это, конечно, самая опциональная из способностей ресурсов. Но только ею (если не считать вещицы) можно пройти сквозь оборону бесполезных ресурсов, которые тебе отдавали бы при ограблении, и урвать, скажем, Примус. (Думаю, никому не надо объяснять, что Примус — это местный Wrath of God.)

Если коротко, обдурением вытягиваются вещицы, которые другим способом достать практически невозможно.

Зачем использовать кочерыжки?

Темп и скорость в Гоббе важны так же, как и везде. Урвать в Кузне последний ножик, добежать до конкурента и пошустрить у него в карманах, опередить всех на пути к Котлу (если кто-то становится в Котел прямо перед тобой, то ты теряешь в среднем хода три).

Какого хрена, если Барахолка все-таки наполняется, Кузня, Кабак и Грибница позволяют брать по лишней карте в два хода?

Славься, Соковыжималка, и избавь нас от багов и эксплойтов.

В любом случае, автору, Mr. Spotty, спасибо за подробный и интересный обзор. Просто создатель игры не со всем согласен, но это вроде как дребезжание в углу.

Сегодня мы многое поняли™. Всегда думал, что Гобба — игра довольно простая. Чуть подумать, конечно, приходится, но в принципе как карта ляжет. Основной рандом даже не в том, кому что раздадут, а в том, кто что надумает. Но теперь, поразмыслив над судьбами ножичков, я вижу, что Гобба-то поглубже будет. Диссертации по ней защищать надо.

П.С. А по поводу качества вырубки карт на фоне Зельеваренья я поинтересуюсь у наших издателей.

blog comments powered by Disqus